Мы со Светланой много проехали по дорогам России и не только. Потому что самые хорошие наши спинальные санатории остались в Крыму, а Крым теперь другое государство.Так что получается, что мы несколько раз побывали заграницей.
От Иркутска, откуда мы выезжали, до Крыма, причём ехали через Питер, потому что там моя родина и мои родственники, которых я должен был навестить, набегало больше 7 тыс. км в одну сторону, ну и обратно столько же, так что со всякими заездами набегало около 20 тыс. км.Наверное поэтому мы посчитали что имеем право писать советы бывалых автомобилистов. Расстояние выходит приличное и, когда приезжали домой, мы удивлялись сами и удивляли других (друзей, соседей, знакомых), что мы столько смогли проехать.
Вот и решили написать статью на тему советов путешественников, рассказывая, как мы готовились в дорогу, готовили машину, что брали с собой в дорогу и что вспомним интересного в дороге.
Машину готовить в дорогу — моя задача и, конечно, начинал готовиться всегда заранее, не оставляя на последние дни. Делал диагностику двигателя и ходовой части машины.
Как правило, у меня есть свои сервисы — люди в них уже проверены неоднократно и я им доверяю. Это главное, то есть будешь проверять машину в незнакомом сервисе неизвестно как они отнесутся к вам, честно или не очень, и если даже нет знакомых в сервисе, то мой совет: никогда не доверяй, а перепроверь хотя бы ещё в одном и вы убедитесь, что они относятся по- разному.
Были и у меня такие проверки честности сервиса: после поездки помыл машину и смотрю, рядом сервис появился -подъезжаю:» ребята, говорю, посмотрите ходовую, вот приехал из длинной дороги». Они обрадовались, заезжай на подъёмник, ну и выдали мне по полной — менять надо почти все сайлентблоки и рулевую тягу и ещё что-то, уже не помню, в общем, давай, браток, мы тебе всё сделаем. Я заплатил им за проверку, сослался на усталость и поехал к знакомому, который всегда мне смотрит перед поездкой. Он мне сказал, что можно одну линку поменять, чтоб не брякала и можно ездить дальше спокойно, что я и сделал — вот вам и пример, как люди относятся к своей работе.
Так вот, в тот сервис, где я сразу заезжал, я больше уже никогда не ездил.Аналогично с двигателем. Ещё помню на Карине ездили -появился какой-то звучок цокающий, а мне скоро ехать и рядом сервис есть, заезжаю объясняю причину, прошу устранить, ну сделать диагностику — специалист серьёзный — подключает приборы, которые хорошо сверкают, долго манипулировал, вся его диагностика свелась к установлению ЦО и всё, якобы, можно ехать, представьте, сколько бы я проехал после такой диагностики.
Как раз мне в то время подсказали, кто делает качественно диагностику двигателя и я, естественно, туда рванул.Там правда под запись, Игорь назначает день и время, я приезжаю и начинается процесс, который проходит иногда и 2 часа, т.е. идёт проверка по полной программе, выкручиваются свечи, проверяется компрессия, кстати, то, что цокало, оказалось, надо было снять крышку трамблёра и там обнаружилось, что один противовес сработался и от него был этот звук, проверяются провода высокого напряжения, пару раз он мне их менял, меняем топливный фильтр, я от него и узнал, в общем то, как надо готовить нормально машину, промываем инжекторы, и ещё много чего я узнаю о своём двигателе нового, потому что, человек мне рассказывает всё, что он выяснил, плюс ещё даёт советы.
Так вот, если надо что то купить, ремни, бывало, надо поменять, он едет, сам берёт в магазине какие надо и меняет. И так с любыми неисправностями, вылезающими в процессе. Бывало, я перестраховывался, и свечи, которые прошли, к примеру, 10 тысяч, менял на новые. В итоге, я еду в дальнюю дорогу со спокойной душой. Знаю, что у меня с машиной всё нормально и она не подведёт.
Хотя, конечно, всего не предусмотришь, к примеру, после первой поездки на Карине, когда я загнал машину в гараж и собрался куда-то через день поехать, она у меня просто не завелась. Ребята помогли увезти ее в сервис и там выясняется, что катализатор на глушителе забит так всякой масляной гадостью,что газ не мог пройти через глушитель, я приехал домой потому, что не выключал двигатель в дороге — мы возвращались осенью и без печки уже было холодно ехать, а когда машина остыла, то отверстия, через которые проходит газ, наглухо закоксовались и двигатель не заводится. Тут есть только один метод — сверло на 32 и просверлить отверстие в катализаторе, либо его выбить совсем, пока не найдёшь новый.
Всё это происходит из-за некачественного бензина, поэтому не заправляйтесь на подозрительных заправках, где, возможно, даже цена будет существенно ниже, чем у остальных. Один раз клапан перегорел — это уже на Кроуне. Были со Светой на море, в Лазоревском, пожили на берегу. Жара стояла неимоверная, в море можно было купаться до 10, от силы, 11 утра, ну и днём мы ездили по побережью, показалось, не тянет машина на серпантинах, и я залил дорогого бензина — мои мысли, что, может, плохой разбавится с этим и будет норма. Как мне потом объяснил Игорь, когда делал машину, клапан из-за этого и прогорел, если ездишь на 92, то и езди дальше постоянно. Хорошо, на Кроуне 6 горшков, так мы, практически, не замечая разницу, спокойно прибыли домой.
Про резину хочется сказать отдельно, первые годы мы ещё и не думали, что она бывает летняя и зимняя. Ставилась всесезонка Камская или Омская, и круглый год ездили, до той поры, пока я не прочувствовал разницу, так сказать, в экстремальной ситуации. Возвращались домой осенью, и в Кемерове, на переезде, поворот с контруклончиком, шёл дождь и машину потащило, как на льду, то есть, неуправляемая стала, это первая была причина, потом, попал уже на ровной дороге, возвращались осенью. Выпал снежок и подмораживать стало, машину крутануло на дороге на 180 градусов, хотя скорость небольшая была, еле дошли до ближайшей платной стоянки, где заночевали, и днём, когда солнце снег стало топить, проехали. Вот с того времени резина у нас и летняя и зимняя и проблемы эти исчезли.
С питанием у нас в машине налажено всё хорошо, как говорит Светлана, — на своём харче едем, особенно, когда ей захочется чего-то по дороге вкусного попробовать, шашлыки, к примеру, Возьмём разок, поедим, поплюёмся, когда цену узнаем, а ну их, Света сварит что-нибудь на газовой печке, вот то еда так еда. Бывало, интересно где-то в то ли в Твери, то ли в В. Волочке стояли 3 часа в пробке, как раз хватило и сварить и покушать.
Когда помоложе были и силёнок было побольше, то, конечно, делали привал на природе. Выбирались на улицу и на одеяле отдыхали по-нормальному, но потом, как-то перед Новосибирском, в ручье засели, и уже с дороги стали отъезжать с опаской, тогда у нас ещё и рации не было. Машину остановить было бесполезно, хоть и в зоне видимости, кстати, советуем всем, как проехавшие много тысяч километров по стране бывалые путешественники-автомобилисты, на дальние дороги брать рацию, с ней спокойнее, можно, если что, связаться с дальнобойщиками, у них у всех они стоят. И если что-то случится, то можно у них попросить помощи.
Даже был случай: Челябинск проехать надо было, тогда ещё объездную только строили, спрашиваю по рации, как лучше проехать? Ответ почти сразу, вставай за нами да езжай, и без проблем проскочили, заодно поболтали с дальнобойщиками, они любят это дело.
С питанием, в общем, в дороге нет проблем, если свой харч, а, бывало, решим покушать в кафе, подъедем, сигналишь, чтобы дозваться кого, бывает, и не выходят, если людей нет, так и уезжаем, было и так: вышла на крыльцо работница, мы ей объясняем, что не ходим, нам бы сюда подать еду — реакция интересная, разворачивается и пошла внутрь, по дороге: «ну заходите да поешьте». Постоим немного , а чего, плакать что ли, злость, конечно, появляется на таких людей, наверное, она на фиксированной зарплате и на улицу выносить не входит в её обязанности.
Загружаем с собой много воды из Иркутска, она у нас самая чистая и самая вкусная, чтобы было удобней, разливаем по бутылям 1,5 — 2 литра, чтобы можно было раскидать по машине. Света берёт с собой необходимый набор продуктов, которые нужны нам для приготовления и первого и второго блюда, ну там картошка, свёкла для борща, тушёнка, вилок капусты, морковь, лук, какие-нибудь консервы, для чая с кофе печенюшки, в общем, всего и много, первые годы вообще заваливала машину, так хорошо, моя матушка была ещё жива и когда к ней приезжали, половину можно было там оставить, теперь уже, конечно, берём намного меньше продуктов.
Аналогично на заправках бывает, есть рабочие на некоторых и скажешь, что не ходишь, они зальют и сходят заплатят, а бывает, долго едешь и все заправки без помощников, просишь, как правило, женщину выйти заправить, и ответ: «нельзя нам выходить, не разрешено», Постоишь, постоишь, да и поехал дальше, если запас есть бензина, а то стоишь и ждёшь, когда кто-нибудь подъедет и поможет заправиться. Радует то, что по стране появляются на заправках рабочие, которые помогают заправиться.
В этой статье мы коснулись темы подготовки к путешествию, ещё можно много добавить, что и будем стараться, по возможности, делать в следующих статьях. Если что-то интересно будет и непонятно у нас в советах бывалых автомобилистов, спрашивайте, с удовольствием будем отвечать.